Без рекорда, но с перспективой

Ситуация

Самые быстрые машины планеты должны были ринуться в бой на экваторе марта, однако проклятущий коронавирус повлиял и на «формульный» чемпионат мира, старт которого откладывается.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ СТАРТ

Поразительно, но еще за пару дней до начала мирового первенства Международная автомобильная федерация (FIA) бодро говорила о том, что Формула-1 выделится на фоне мирового спорта, впавшего в коматозное состояние. Отменить изначально пришлось только Гран-при Китая (17–19 апреля), а разборки в Бахрейне должны были пройти без зрителей (20–22 марта). Вьетнам оставался в силе (3–5 апреля), но самое главное, что гонка в Мельбурне традиционно должна была открыть сезон (13–15 марта). Местные власти приложили титанические усилия, чтобы принять многочисленную армию туристов, не поленившись проверить десятки тысяч приезжих болельщиков на предмет повышенной температуры.
Однако проблема пришла с совсем другого фланга… За два дня до старта гоночной сессии подозрительные симптомы появились у четырех сотрудников команды Haas, а также вызывал вопросы один механик McLaren. Эти ребята оперативно сдали анализы, попутно изолировавшись в отеле. Все представители Haas оказались чистыми, а вот единственный пострадавший в штабе McLaren на самом деле подцепил коронавирус. Понятно, что моментально пришлось проверить других сотрудников команды, а в спортивном плане ключевым оказался тот факт, что команда снялась с Гран-при Австралии. Казалось, что уже в тот момент, 12 марта, появится информация об отмене гонки, но организаторы продолжали держать болельщиков в подвешенном состоянии.
И только в ночь с 12 на 13 марта по киевскому времени, когда до начала первой свободной практики оставалось всего два часа, поступило заявление, что гоночный уик-энд не состоится. Понятно, что поклонники Формулы-1 были возмущены не самим фактом отмены Гран-при, а столь поздним вердиктом, из-за которого зрители серьезно пострадали в финансовом плане. Понятно, что деньги за билеты им вернут, но расходы на перелет и проживание никто не компенсирует.

РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ

Причина возникновения неприятной ситуации крылась в нерешительности организаторов гонки и FIA, которые не хотели брать на себя ответственность за отмену этапа и сорванный старт первенства. Еще 12 марта вынесение решения было переложено на команды, которые не смогли быстро прийти к общему знаменателю. Williams и Haas в сложившейся ситуации воздержались, против высказались Ferrari, Renault, Alfa Romeo и McLaren, а Red Bull, AlphaTauri, Racing Point и Mercedes склонялись к тому, что надо проводить Гран-при. Вот и получилась ситуация с равным количеством голосов, и только в последний момент Mercedes перешел на другую сторону баррикад, когда и удалось вынести вердикт на базе мнения большинства.
Исполнительный директор Формулы-1 Чейз Кэри решил принять на себя гнев болельщиков, выступив с официальным заявлением: «К сожалению, процесс борьбы с пандемией коронавируса затронул и Формулу-1, когда пришлось следовать главному приоритету, а это здоровье и безопасность болельщиков, команд и компаний в Формуле-1, а также общества в целом. Мы приносим извинения зрителям, пострадавшим от отмены Гран-при Австралии и переноса на более поздний срок других гонок. Эти решения принимаются руководством Формулы-1, FIA и промоутерами в быстро меняющихся условиях, но мы считаем их правильными и нужными. Мы понимаем – все хотят знать, что будет дальше… Учитывая постоянное развитие ситуации, сейчас никто не может дать точный ответ. Но мы планируем начать сезон 2020 года – как только это будет безопасно».
Упоминание о переносе других гонок касаются Бахрейна и Вьетнама, а про отмену Китая было известно заранее. В подвешенном состоянии остаются последующие гонки в Нидерландах (1–3 мая), Испании (8-10 мая) и Монако (21–24 мая), но вариант с началом чемпионата в мае также видится фантастическим сценарием. Поэтому на данном этапе стоит говорить о том, что первенство стартует только летом – в Азербайджане (5–7 июня). Официально об этом не объявлено, но в «формульных» кругах циркулирует именно такая информация.
Поэтому рекордного сезона, включающего в себя 22 гонки, точно не будет. Предполагается, что удастся провести минимум 17 Гран-при, но есть и более дерзкие планы – 19 уик-эндов. Полноценно забыть можно об Австралии, Китае и Монако, куда Формула-1 в 2020 году не вернется (с вероятностью 99%). Впервые должны были состояться баталии в Ханое, который стоит на том, что готов принять пилотов в другие сроки. Учитывая географические нюансы, Гран-при Вьетнама придется поставить рядом с Японией, но пока нет ясности в вопросе «до или после». В любом ведь случае получается, что придется гоняться четыре уик-энда подряд…
В связи с этим, отметим, в календаре и представлены только даты гонок, поскольку отдельные этапы будут растянуты не на три дня, а лишь на два. То есть две свободные практики канут в Лету, команды потренируются в субботу, в тот же день пройдет квалификация, а на воскресенье запланирована основная гонка. Проблемный Бахрейн, где местные миллиардеры готовы платить большие деньги, придется вынести на заключительный отрезок сезона. Гран-при Абу-Даби трогать нельзя – в том плане, что эта гонка обязательно должна быть последней в списке первенства. Поэтому Бахрейн придется впихнуть на предпоследнее место, даже если заключительный уик-энд подвинется на одну неделю.
Чуть проще обстоят дела с Европой, где проходит основной отрезок сезона. Испанию можно подвинуть на конец июля, что отражено в календаре, а голландский этап должен состояться в августе, из-за чего традиционная четырехнедельная пауза уменьшится на семь дней. Именно «оранжевые» организаторы являются самыми активными в плане борьбы за свой Гран-при.

СОСТОЯВШИЙСЯ ИТОГ

Управляющий директор Формулы-1 Росс Браун остается оптимистом: «Я уверен, что мы сможем составить полноценный календарь на оставшуюся часть года. Наш главный ресурс – это лето, где есть сразу несколько свободных уик-эндов, поэтому существенного сокращения графика сезона не будет. Да, мы стоим на том, что необходимо провести минимум 17 гонок, а про максимум говорить сложнее. Постараемся посетить Вьетнам, Испанию, Нидерланды и Бахрейн, однако это лишь теория. Самое главное – провести первый Гран-при, после чего, конечно, ситуация изменится в лучшую сторону».
Главным же итогом сложившейся ситуации являются большие финансовые потери, которые понесут боссы Формулы-1, а вместе с ними пострадают команды, которые по итогам такого вот сокращенного чемпионата мира не смогут рассчитывать на очень уж солидные призовые выплаты. Спорт во всем мире пока тотально проигрывает коронавирусу. Исключением из этого неприятного правила хотела стать Формула-1, но и ее усилий не хватило, чтобы побороть COVID-19. Увы, в который раз приходится видеть беспомощность человечества перед серьезной проблемой, хотя многочисленные кинофильмы постоянно говорят о другом варианте развития событий в сложных условиях. Да, жизнь более суровая шутка, чем может показаться на первый взгляд…

Савелий СТУС

 

Предполагаемый календарь-2020

07.06.2020  Гран-при Азербайджана

14.06.2020  Гран-при Канады

28.06.2020  Гран-при Франции

05.07.2020  Гран-при Австрии

19.07.2020  Гран-при Великобритании

26.07.2020  Гран-при Испании

02.08.2020  Гран-при Венгрии

23.08.2020  Гран-при Нидерландов

30.08.2020  Гран-при Бельгии

06.09.2020  Гран-при Италии

20.09.2020  Гран-при Сингапура

27.09.2020  Гран-при России

04.10.2020  Гран-при Вьетнама

11.10.2020  Гран-при Японии

25.10.2020  Гран-при США

01.11.2020  Гран-при Мексики

15.11.2020  Гран-при Бразилии

29.11.2020  Гран-при Бахрейна

06.12.2020  Гран-при Абу-Даби