Поворот не туда

Ключевой особенностью гонки на легендарном британском автодроме должен был стать революционный формат квалификационной сессии, однако не меньше внимания придется уделить отдельно взятому гоночному инциденту, который может преобразоваться в очень опасный прецедент…

РЕВОЛЮЦИЯ
Понятно, что главным событием уик-энда стало воскресное столкновение двух претендентов на чемпионский титул, а корни этого происшествия следует искать по ходу всего уик-энда, который проходил по абсолютно новой формуле. Обычно трехдневная сессия включает в себя две свободные практики в пятницу, еще один тренировочный сегмент в субботу, когда проводится и квалификация, а на последний соревновательный день остается основная гонка.
Уже достаточно давно шли разговоры о приевшейся схеме, которая превращает пятничные события в бессмысленные заезды, которые глобально не интересуют болельщиков. Да, команды в это время получают полезную информацию, но спорт, как известно, должен нравиться публике, платящей свои деньги, на которые в конечном итоге живет королевский сегмент автоспорта. Также и спонсорский фактор отодвигать в сторону нельзя, а еще телевизионные трансляции никогда не являлись пустым звуком, ибо именно в ТВ-формате максимально удобно следить за гонками, а присутствие на трибунах в большей степени позволяет оценить дух гонки. Хотя в последние годы на автодромах устанавливаются дополнительные мониторы, чтобы болельщики, приехавшие на Гран-при, получали не только атмосферу, но и максимум ценной информации.
В общем, пытаясь удовлетворить фанов и стремясь к дополнительной прибыли, боссы Формулы-1 захотели привнести интригу в пятничную программу, поэтому глобально квалификация растянулась на два дня. В пятницу прошла обычная отборочная сессия, которая раньше определяла стартовые позиции пилотов, но теперь классическая квалификация позволила сформировать стартовую картину субботнего спринта, который и определял места гонщиков на основную гонку.
Что такое спринт? Это преодоление 100 километров, то есть подразумевается приблизительно треть дистанции, которая запланирована на воскресенье. В нашем случае в субботу пилоты намотали 17 кругов, которые не запомнились обилием обгонов, но именно на старте этой короткой гонки Макс Ферстаппен обошел Льюиса Хэмилтона, победа которого в классической квалификации стала бесполезным актом. Также отметим вылет фактически на ровном месте Серхио Переса, который в воскресенье стартовал с последней позиции, причем мексиканец навредил не только себе, но и напарнику, которому 18 июля пришлось в одиночку сражаться с двумя машинами Mercedes.
На данном этапе можно сказать, что новый формат уик-энда удался – с точки зрения болельщицкого интереса! Пятничную квалификацию вживую увидели 90 тысяч зрителей, субботний спринт не оставили без внимания 126 тысяч болельщиков, а в воскресенье на трибунах собрались 140 тысяч поклонников Формулы-1! Суммарно это 356 тысяч зрителей за три дня! Вот и имеем абсолютный рекорд в коронавирусную эру, хотя при этом нельзя не отметить, что британские власти решили без ограничений пускать болельщиков. И никого этот факт не удивил, поскольку такую же историю можно было увидеть совсем недавно на чемпионате Европы по футболу, когда зрители активно заполняли стадион «Уэмбли», и по ходу теннисного Уимблдона.

КОНТАКТ
В общем, прекрасную атмосферу удалось создать, а вместе с этим кипели страсти и на трассе, где на первых метрах Ферстаппен сумел защитить лидирующую позицию, но настырный Хэмилтон не хотел сдаваться, мечтая вернуть конкуренту долг за субботнюю рокировку. Каждый из восьми стартовых поворотов британец пытался использовать для атаки, а точка кипения была достигнута по ходу прохождения девятого виража, который называется Copse. Этот тягучий поворот считается одним из самых быстрых в календаре чемпионата, а скорость на этом участке достигает 270 км/ч.
Именно с такими сумасшедшими скоростными показателями ребята входили в Copse, когда Хэмилтон пытался втиснуться на ближний радиус, а голландец выбрал оптимальную траекторию – ближе к внешним границам трассы. В общем, ребята должны были ехать каждый своей дорогой, но в выигрышном положении, конечно, оказывался Макс, ведь это его конкуренту приходилось сбрасывать скорость чуть раньше. Однако Льюис с этой задачей не справился, так что правильно проехать по ближнему радиусу не удалось, а в таком случае столкновения можно было избежать только в случае ответного маневра противника, который фактически должен был вывалиться за пределы асфальта…
Ферстаппен, сражающийся за чемпионский титул, не хотел отступать, поэтому произошел контакт его правого заднего колеса и переднего левого колеса Хэмилтона, после чего неуправляемая машина голландца улетела в стену, где предусмотрительно находились отработанные покрышки, смягчившие удар. Льюис при этом, немного замедлившись, отдал первое место Шарлю Леклеру, который до этого обошел Валттери Боттаса. Казалось, что лидер Mercedes оперативно поедет менять поврежденное переднее антикрыло, но команда постановила, что делать этого не надо. Почему? Во-первых, критических повреждений не было, а во-вторых, было подозрение, что стюарды остановят гонку… Так и произошло – быстро появились красные флаги, когда все пилоты поехали на пит-лейн, где Льюис без потери времени поменял переднее антикрыло.

ВОЙНА
После этого наступило томительное ожидание, ведь организаторы очень долго восстанавливали целостность резиновой «прокладки» возле стены, а также никто не спешил убирать разбитый болид. Макс без посторонней помощи покинул машину, но все-таки парню пришлось отправиться к врачам для профилактического осмотра, дабы медики убедились, что удар на сумасшедшей скорости не привел к повреждению позвоночника, головного мозга или внутренних органов. Впоследствии поступила информация, что Ферстаппен избежал проблем со здоровьем, а гонка возобновилась только через 40 минут.
Все это время стюарды детально изучали столкновение лидеров, пытаясь понять, надо ли кого-то наказывать. На стороне Льюиса был фактор первого круга, на котором многие контакты считаются обычным гоночным инцидентом, но в данном случае речь шла о чемпионской битве, в которой один пилот пострадал основательно, а второй отделался легким испугом, получив огромное преимущество в спортивном плане. Результатом разбирательств стал скромный штраф для Хэмилтона – 10 секунд. Уже тогда было понятно, что минимальное наказание не помешает британцу добыть победу.
Правда, на резине medium Льюис ничего не смог сделать с Леклером, а вот на жестких шинах hard преимущество британца не вызывало сомнений. Да, он потерял на пит-стопе те самые 10 секунд, но успел отыграться и пройти монегаска за два круга до финиша. Интересно, что ключевой маневр Хэмилтон опять организовал в повороте Copse, когда по стопам Ферстаппена мог пойти Леклер, но пилот команды Ferrari в последний момент вывернул руль в сторону, проехавшись за пределами трассы, благодаря чему британец и вырвался на первое место.
Конечно, представители Red Bull возмущались, сетуя на то, что Льюис получил слишком мягкое наказание. А логичной развязкой истории должен был стать штраф формата Stop-&-Go, когда гонщик совершает заезд на пит-лейн, где стоит 5 или 10 секунд, после чего едет дальше, причем механики в это время ничего не могут менять. То есть фактически это дополнительный пит-стоп с локальной остановкой, что приводит к потере приблизительно 30 секунд.
Возмущался по этому поводу Ферстаппен, а детально озвучил позицию команды босс Red Bull Кристиан Хорнер: «Считаю ли я, что столкновение было намеренным со стороны Хэмилтона? Ну, Льюис выставил колесо, находясь внутри! Я не знаю, каких еще последствий он ожидал. Ты должен понимать, что совершать подобные вещи просто нельзя. Расстраивает то, что так поступил семикратный чемпион мира – он в отчаянии совершил ошибку. И нам очень повезло избежать гораздо худших последствий – Макс отделался легкими ушибами и парочкой синяков. Мне кажется, что Льюис не должен чувствовать какое-то удовлетворение после такой победы, поскольку то, что он сделал с Максом, – это неприемлемо».
У Хэмилтона, конечно, было иное мнение на этот счет: «Не думаю, что я должен за что-либо извиняться. Я слышал, что Макс в больнице, и это, безусловно, меня беспокоит. Никто из нас не хочет, чтобы соперник получил травму, и у меня никогда не было таких намерений». Не было намерений? С этим многие поспорят, но даже если говорить о стечении обстоятельств, то Льюис допустил грубую ошибку, получив на выходе большую выгоду. А другие пилоты тем временем будут знать, что за столь серьезные проступки следует мягкое наказание. И Макс в подобной ситуации, конечно, ответит той же монетой… Обычное соперничество с этого момента отошло на второй план, а актуальной теперь станет настоящая спортивная война между лидерами команд Red Bull и Mercedes! Будет жарко!!!

Савелий СТУС

10-й этап. Гран-при Великобритании
Сильверстоун. Автодром «Сильверстоун». 16–18.07.2021
Длина трассы – 306,198 км (52 круга по 5,891 км)

Гонка
1 (2). Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes) 1:58.23,284
2 (4). Шарль Леклер (Монако, Ferrari) +3,871
3 (3). Валттери Боттас (Финляндия, Mercedes) +11,125
4 (5). Ландо Норрис (Великобритания, McLaren) +28,573
5 (6). Даниэль Риккардо (Австралия, McLaren) +42,624
6 (10). Карлос Сайнс (Испания, Ferrari) +43,454
7 (7). Фернандо Алонсо (Испания, Alpine) +1.12,093
8 (14). Лэнс Стролл (Канада, Aston Martin) +1.14,289
9 (9). Эстебан Окон (Франция, Alpine) +1.16,162
10 (16). Юки Цунода (Япония, AlphaTauri) +1.22,065
11 (11). Пьер Гасли (Франция, AlphaTauri) +1.25,327
12 (12). Джордж Расселл (Великобритания, Williams) +1 круг
13 (15). Антонио Джовинацци (Италия, Alfa Romeo) +1 круг
14 (17). Николас Латифи (Канада, Williams) +1 круг
15 (13). Кими Райкконен (Финляндия, Alfa Romeo) +1 круг
16 (20). Серхио Перес (Мексика, Red Bull) +1 круг
17 (19). Никита Мазепин (Россия, Haas) +1 круг
18 (18). Мик Шумахер (Германия, Haas) +1 круг
НФ (8). Себастьян Феттель (Германия, Aston Martin) сход (41-й круг, мотор)
НФ (1). Макс Ферстаппен (Нидерланды, Red Bull) сход (1-й круг, авария)
Примечание. В скобках указаны позиции пилотов на старте воскресной гонки – по итогам субботних квалификационных заездов.

Быстрейший круг: Серхио Перес (без бонуса) – 1.28,617 (50-й круг, с/с – 239 км/ч).

Личный зачет
1. Ферстаппен (Red Bull) 185
2. Хэмилтон (Mercedes) 177
3. Норрис (McLaren) 113
4. Боттас (Mercedes) 108
5. Перес (Red Bull) 104
6. Леклер (Ferrari) 80
7. Сайнс (Ferrari) 68
8. Риккардо (McLaren) 50
9. Гасли (AlphaTauri) 39
10. Феттель (Aston Martin) 30
11. Алонсо (Alpine) 26
12. Стролл (Aston Martin) 18
13. Окон (Alpine) 14
14. Цунода (AlphaTauri) 10
15. Райкконен (Alfa Romeo) 1
16. Джовинацци (Alfa Romeo) 1
17. Расселл (Williams) 0
18. Шумахер (Haas) 0
19. Латифи (Williams) 0
20. Мазепин (Haas) 0

Кубок конструкторов
1. Red Bull 289
2. Mercedes 285
3. McLaren 163
4. Ferrari 148
5. AlphaTauri 49
6. Aston Martin 48
7. Alpine 40
8. Alfa Romeo 2
9. Williams 0
10. Haas 0