Обстоятельства, которые привели нас к самому молодому победителю Гран-при Формулы-1 (18-летнему), «закрутились» еще две недели назад, когда руководители Red Bull захотели перетасовать составы команд: своей и, скажем так, дублирующей. Учитывая отличные результаты Макса на машине Toro Rosso, было решено дать ему возможность попробовать себя на более прогрессивном болиде Red Bull. Все бы ничего, но пустого места в этой команде не было, поэтому пришлось его «расчищать». Не порадовала эта новость Даниила Квята, ставшего жертвой рокировки, – россиянин отправился на понижение в Toro Rosso. Виной тому, конечно, не самые удачные гонки Даниила на старте сезона, а ошибка на домашнем этапе двухнедельной давности, когда Квят спровоцировал аварию, стала роковой. Руководители Red Bull сразу заявили, что на российском гонщике они «крест не ставят», а дают ему возможность «перегрузиться». Ну, последние выходные показали, что «перегрузка» может сильно затянуться: Ферстаппен блестяще воспользовался представленным шансом, а Квят даже в Toro Rosso умудрился проиграть Карлосу Сайнсу и квалификацию, и гонку.
Однако главной интригой текущего сезона остается борьба за чемпионский титул, в которой серьезный перевес уже получил Нико Росберг, безупречно пролетевший четыре гонки (четыре победы), тогда как Льюис Хэмилтон постоянно сталкивался техническими проблемами. Беда британца заключается не только в том, что он уступает 43 очка главному конкуренту в личном зачете. Регулярные повреждения силовой установки вынуждали менять ее элементы, а эти дела строго прописаны в регламенте чемпионата. Всего за один сезон (21 гонка) пилоту разрешено использовать пять силовых (или пять тех или иных деталей), а что идет сверх нормы – это уже минусы на стартовой решетке. Так вот, на пятый Гран-при немецкий пилот команды Mercedes прибыл еще со своим первым мотором, а Хэмилтон использовал уже четвертый! В запасе всего один остался! Дабы избежать штрафов, Льюису придется оставшиеся шестнадцать гонок провести на двух силовых установках. Технически это практически невозможно, но посмотрим…
Впервые в текущем сезоне британец прошел весь уик-энд без проблем, что вылилось в эффектную победу в квалификации. По итогам субботних заездов неожиданно высоко прыгнул и упомянутый Ферстаппен, хотя голландец немного проиграл более опытному партнеру по команде Даниэлю Риккардо. Дальше на старте расположились две машины Ferrari, показав, каково распределение сил будет в Испании. Но уже на первых метрах дистанции случилось нечто из ряда вон выходящее!..
Росберг, начинавший гонку вторым, стремился доказать, что причина его лидерства в зачете чемпионата – это не только проблемы соперника… Поэтому Нико, хорошо разогнавшийся к первому повороту, по внешнему радиусу умудрился пройти Льюиса, который моментально захотел вернуть позицию. Вообще практика показывает, что если ты на старте не обходишь прямого конкурента, то потом сделать это будет невероятно сложно. Такова нынче Формула-1: при похожих характеристиках машин догнать соперника и обогнать его – это две большие разницы.
Вот Хэмилтон решил не откладывать на потом свою главную задачу. Уже в следующей связке поворотов британец был быстрее, лихо юркнув на внутренний радиус… Но этот маневр заметил Росберг, закрывший напарнику по команде «калитку», причем Нико сделал это настолько жестко, что просто не оставил Льюису места на трассе. Тому, дабы избежать столкновения, пришлось выезжать на траву, где на рыхлом грунте машину действующего чемпиона мира занесло. В это же время Росберг сбрасывал скорость перед входом в поворот, поэтому неконтролируемый болид Хэмилтона, улетавший в гравий, забрал с собой и машину Нико. Эффектное «парное катание» завершилось сходом двух фаворитов гонки, чему нейтральные поклонники Формулы-1 были только рады. Интрига появилась! Выиграет человек, не представляющий Mercedes!
В этот момент стало понятно, что три места на пьедестале почета займут представители Red Bull и Ferrari, но кто-то в этой четверке окажется лишним… Четыре машины почти не уступали друг другу по скоростным качествам, поэтому, несмотря на наличие большой интриги, ни одного обгона внутри этого квартета мы так и не увидели. Все решили тактические нюансы. А когда страсти по поводу вылета дуэта фаворитов поутихли, мы увидели, что на первом месте оказался Риккардо, за ним следовал Ферстаппен, а дальше гонщики поменялись местами: Себастьян Феттель обошел Кими Райкконена. Несмотря на комфортное положение, в стане «быков» решили дать пилотам две разные тактики: Риккардо шел с тремя пит-стопами (резина Soft – Medium – Soft – Medium), а Ферстаппен – с двумя (Soft – Medium – Medium). Интересно, что в команде Ferrari было принято такое же решение: Феттель пошел по стопам Риккардо, Райкконен уподобился Риккардо.
Уже в процессе гонки стало понятно, что выигрышным был вариант с двумя остановками в боксах, что отражено в итоговом протоколе. Райкконен последние 20 кругов активно прессинговал Ферстаппена, но даже зона DRS не позволяла финну разогнаться настолько, чтобы опередить конкурента. А позади произошла странная рокировка: когда Феттель, проигрывавший Риккардо, поехал на последнюю замену резины, Даниэль остался на трассе. Он при этом проигрывал время, но, видимо, в команде полагали, что на финише, имея более свежую резину, австралиец обойдет Феттеля. Во многом этот план сработал, но опять вспоминаем то, о чем уже говорилось: догнать конкурента – дело не самое хитрое, а обогнать – невероятно сложно. В общем, с той проблемой, которую 20 кругов решал и не решил Райкконен, столкнулся и Риккардо.
Даниэль предпринимал отчаянные попытки, чтобы подняться на третье место, но ничего не получилось. А на предпоследнем круге еще и задняя левая покрышка взорвалась на машине Риккардо, однако превосходства над другими конкурентами ему хватило, чтобы «переобуться» и все равно остаться четвертым. Но вовсе не на такой результат рассчитывал Даниэль, после гонки так и не понявший, зачем команда решила проводить на нем тактические эксперименты…
Чернее тучи тогда, конечно, были Хэмилтон и Росберг, считавшие, что каждый по-своему был прав в инциденте на старте гонки. Кстати, стюарды тоже так решили, признав аварию гоночным инцидентом – никто не виноват. Нико еще остроумно подметил, что это столкновение не повлияет на отношения между напарниками по команде Mercedes… Конечно, не повлияет: отношения были плохими – плохими они и остались. А иначе в среде двух главных фаворитов сезона и быть не может. Дальше будет еще жарче! Уже через две недели в Монако, где запланирована традиционная гонка «трамваев».
Барселона. 13–15.05.2016
Длина трассы – 307,104 км (66 кругов по 4,655 км
Гонка
1 (4). Макс Ферстаппен (Нидерланды, Red Bull) 1:41.40,0
2 (5). Кими Райкконен (Финляндия, Ferrari) +0,6
3 (6). Себастьян Феттель (Германия, Ferrari) +5,6
4 (3). Даниэль Риккардо (Австралия, Red Bull) +44,0
5 (7). Валттери Боттас (Финляндия, Williams) +45,3
6 (8). Карлос Сайнс (Испания, Toro Rosso) +1.01,4
7 (9). Серхио Перес (Мексика, Force India) +1.19,5
8 (18). Фелипе Масса (Бразилия, Williams) +1.20,7
9 (12). Дженсон Баттон (Великобритания, McLaren) +1 круг
10 (13). Даниил Квят (Россия, Toro Rosso) +1 круг
11 (16). Эстебан Гутьеррес (Мексика, Haas) +1 круг
12 (19). Маркус Эрикссон (Швеция, Sauber) +1 круг
13 (17). Джолион Палмер (Великобритания, Renault) +1 круг
14 (20). Фелипе Наср (Бразилия, Sauber) +1 круг
15 (15). Кевин Магнуссен (Дания, Renault) +1 круг
16 (21). Паскаль Верляйн (Германия, Manor) +1 круг
17 (22). Рио Харьянто (Индонезия, Manor) +1 круг
НФ (14). Роман Гросжан (Франция, Haas) сход (57-й круг, тормоза)
НФ (10). Фернандо Алонсо (Испания, McLaren) сход (47-й круг, мотор)
НФ (11). Нико Хюлкенберг (Германия, Force India) сход (22-й круг, утечка масла)
НФ (1). Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes) сход (1-й круг, авария)
НФ (2). Нико Росберг (Германия, Mercedes) сход (1-й круг, авария)
Примечание. В скобках указаны позиции пилотов на старте воскресной гонки – по итогам субботних квалификационных заездов.
Личный зачет
1. Нико Росберг (Mercedes) 100
2. Кими Райкконен (Ferrari) 61
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes) 57
4. Себастьян Феттель (Ferrari) 48
5. Даниэль Риккардо (Red Bull) 48
6. Макс Ферстаппен (Red Bull) 38
7. Фелипе Масса (Williams) 36
8. Валттери Боттас (Williams) 29
9. Даниил Квят (Toro Rosso) 22
10. Роман Гросжан (Haas) 22
11. Карлос Сайнс (Toro Rosso) 12
12. Фернандо Алонсо (McLaren) 8
13. Серхио Перес (Force India) 8
14. Кевин Магнуссен (Renault) 6
15. Нико Хюлкенберг (Force India) 6
16. Дженсон Баттон (McLaren) 3
17. Стоффель Вандорн (McLaren) 1
Кубок конструкторов
1. Mercedes 157
2. Ferrari 109
3. Red Bull 94
4. Williams 65
5. Toro Rosso 26
6. Haas 22
7. Force India 14
8. McLaren 12
9. Renault 6