Созвучный с Роналдо и олимпийцами
– Исходя из того, что спорт и музыка – сферы творческие, то можно ли одержать яркую победу, будучи заурядным человеком в своем ремесле?
– Для одного выигрыша, может, хватит и стандартных качеств, но вот чтобы удержаться на уровне, завоевать репутацию, – вряд ли. Мало преодолеть одну, пусть и заметную высоту, надо остаться на ней, поддерживать класс и впредь.
– То есть, вы согласны, что вершину покоряют фанатично преданные личности?
– Понимаете, есть фанаты идеи, а есть фанаты дела. Отдаю предпочтение последним, которые всего себя посвящают чему-то главному. Думаю, большинство увлеченных людей и к музыкальным жанрам, и к большому спорту относятся как к игре. На инструменте или с мячом-шайбой. Для них это, если угодно, удовольствие. А те, кто пытается достичь максимальных успехов, преващают эту игру в некую науку. По ней строятся у одних – репетиции, у других – тренировки. Как следствие, они постигают новое, подводя себя к победе в конкурсах и соревнованиях. Но при этом лишь единицы делают из спорта и музыки истинное искусство. Примеры Роналдиньо, Лионеля Месси, Криштиану Роналду – общеизвестны, но не факт, что разгаданы на все сто. Чуть раньше моим любимым футболистом был Зубастик – Роналдо.
– С кем-то из них знакомы лично?
– В 2000 году Роналдо пришел на мой концерт в Париже. Оказалось, на многие вещи мы смотрим схожим взглядом. В точных дисциплинах выше какой-то отметки не прыгнешь. То ли дело гимнастика, фигурное катание, шахматы. Кстати, это наглядно показано в кинофильме «В поисках Бобби Фишера», где герой Макса Померанца находит отличный от гениального гроссмейстера вектор победы. Расхожая фраза «Это второй Марадона» уводит от правильного восприятия, ибо смысл в том, чтобы не копировать, а привносить что-то свое, вернее от себя! Публика жаждет эксклюзива, и это оправдано.
– В международном центре культуры и искусств вы играли для номинантов и гостей Всеукраинской церемонии «Герои спортивного року». Скажите, они для вас – родственные души?
– Конечно! Мне было очень престижно по приглашению НОК Украины принять участие в таком вечере. Ведь их регалии добываются огромным трудом. Мне это тоже знакомо. Кроме того, что должна быть искра Божья, талант и призвание к избранному виду спорта, требуется просто нечеловеческое трудолюбие. Приветствую тех, про кого можно смело сказать – вот профессионал до мозга костей. Родственность душ прежде всего проявляется в самоотдаче, творческом подходе к профессии, стремлении стать первым.
От подземки до триумфа в Чикаго
– То, что в 1991-м Украина обрела независимость, наверняка упростило атлетам и артистам пути выхода на международную арену. Как минимум, минуя московские инстанции, частенько пропускавшие совсем не их. Что скажете?
– Здесь две стороны медали. В чем-то стало, не удивляйтесь, сложнее! Каждый надеется сам на себя, тогда как раньше государство больше поддерживало таланты напрямую. Это и в музыке, и в воспитании резервов для советского спорта. Музыкальные и спортивные школы обеспечивались из бюджета. Что касается отбора при Союзе – да, он порою был усложнен не в пользу периферии. Но вообще-то сквозь сито пробивались достойные. Так как я именно 19 лет назад окончил консерваторию, то строил себя вровень с нашим суверенитетом. В смысле попадания на зарубежные форумы – здесь и спорить нечего: есть средства, выезжай, пожалуйста. А тут как тут момент спонсорства, ведь чаще всего талантливые без денег. Чтобы попасть на первый свой международный конкурс, я играл в подземном переходе. Почти за бесценок продал солидную коллекцию значков. Так я дебютировал в Югославии и занял достойное четвертое место. Причем инструмент арендовал на месяц – на нем и боролся с фаворитами.
– По сравнению с клубами и сборными, существуют ли в вашей практике матчи на «чужом поле»?
– Знаете, такая оказия действительно приключилась летом 2003-го в Чикаго, где регулярно в рамках межконтинентального фестиваля устраивают, если угодно, дуэль между топ-аккордеонистом Соединенных Штатов и лучшим полпредом Европы. Мне достался живущий именно в том американском городе, а вообще выходец из Молдовы и выпускник московской Гнесинки, Стас Венглевский. Каждый играл свой репертуар по 20 минут, а победителя определяли по громкости аплодисментов. То, что удалось выиграть, понял, когда президент фестиваля Джоан Саммерс по настоянию болельщиков (хотя преобладали поклонники Стаса) вызвала меня сыграть на «бис».
– Игорь, верну вас в Запорожье, город юности. Надо понимать, что в своей «музыкалке» вы занимались бесплатно. Сейчас, по сути, не осталось детских школ, где бы с родителей не собирали денег на форму, аренду залов и т. д. Здесь, кажется, искусство и спорт тоже сравнялись?
– Тем не менее даже для того, чтобы купить мне самый простой инструмент «Рубин», родителям приходилось подрабатывать. Но за уроки музыки, вы правы, не платили. А нынче? У моих знакомых сын-первоклассник занимается хоккеем на «Льдинке». Им надо было выехать в Беларусь…
– Можете не продолжать. Пустили шапку по кругу. Смешно, что мы хотим вырастить новых Годынюков, Житников, Христичей, Посметьтевых, тренируя две соседние возрастные группы на полполя с воротами… поперек. И все же, что может тут предложить популярный исполнитель Завадский в качестве решения проблемы?
– С оценкой согласен. При таких делах шансов у ребенка со временем попасть в НХЛ или КХЛ, о чем тот мечтает, – почти нет. Вы скажете, трудности должны закалять? При Союзе четко было известно, кто за что отвечает, кто кого готовит, но потихоньку старый ресурс исчерпался. Сегодня тренеру не на кого уповать, кроме как на себя или друзей-банкиров. Но это единичные примеры. В стране нет базы для появления будущих чемпионов, что аукнулось нашим олимпийским командам в Ванкувере. Без стабильной государственной поддержки одного лишь меценацтва не хватит. Вот я взял шефство над способным парнишкой из Днепропетровска. Звать его Женя Ковалев. Постоянно приглашаю на выступления. Он совершенствуется, недавно записал диск. Когда стал первым на всеукраинском конкурсе среди училищ, ему назначили губернаторскую стипендию. Аж 400 гривен. При том, что классический «Юпитер» российской фирмы тянет на 10 тысяч евро. Такого у него нет – играет на одолженных. Но бывают ведь и прочие поощрения. Скажем, наш дуэт звучит в моем новом альбоме «Девятая планета», презентация которого пройдет на концертах в Доме актера 21 и 22 мая. Как раз накануне Всемирного дня аккордеона.
«Верю в нашу перспективу»
– Сугубо в вашем сегменте искусства, является ли число личных наград свидетельством реального благополучия? Можно ли решить вопрос через высокие расценки билетов?
– Понятное дело, нет! У каждого исполнителя наверняка есть особо памятная победа. Мне дорога, например, завоеванная в Италии «Золотая лира-1995», которая приносит 100 баллов из ста. Впрочем, самое высокое признание – не так медали с конкурсов, как полные залы зрителей, их любовь и благодарность. Что касается кассового сбора, то в порядке разового эксперимента здесь, в МКЦИ, незначительная часть мест достигала 4 тысячи гривен. Однако адресатов этих билетов заранее предупредили, что каждый его приобретающий, одновременно оплачивает большое число одаренных школьников со всей Украины, в том числе их проезд в столицу.
– Слышал, что вы не только музыкальный промоушн делаете, но и спортивный – чуть ли не открыли для большого футбола Павла Шкапенко?
– Правда здесь только то, что Паша жил со мной в Запорожье по соседству, а мы с друзьями сколотили чисто любительскую команду «Олимп» на Кубок области. Кто-то из основы получил травму, и я не мог отказать юному другу. Что вы думаете, дважды выйдя на замену, он дальше закрепился в «старте», и в итоге 12-летний школьник среди взрослых дядь оказался лучшим бомбардиром всего турнира. Понятно, что я его привлек, но не учил – фамилия Шкапенко к тому времени гремела в стенах металлурговской СДЮШОР. А вот я горжусь, что в гала-матче на НСК «Олимпийский» за артистическо-бизнесовый «Меркурий» против ветеранов «Динамо» был выпущен при 0:3 нашим играющим тренером Владимиром Мунтяном и с его передач успел дважды забить самому Евгению Рудакову! Если поднимете прессу за осень 1993-го, убедитесь, что так и было.
– В заключение, попрошу прогноз, что ждет украинских олимпийцев в Лондоне-2012?
– Сегодня вот чествовали Василия Ломаченко и Георгия Зантараю, Ольгу Харлан и как претендентку – Яну Демьянчук. Они все настолько молоды, что их перспектива несомненна. Но уже сейчас надо бросать все силы на стимулирование и поддержку. То есть, речь о вложениях в конкретных спортсменов, призванных представлять страну. Чтобы забота государства ощущалась ими повседневно, а не накануне очередного важного испытания. По этому принципу весь цивилизованный мир ведет политику. Думаю, в любом случае на летних Играх будет с медалями получше, чем на зимних. Потенциал у нас есть.
– Читатели «Болельщика» убеждены, что и вы продолжите пополнять свою коллекцию.
– Большое спасибо! Имидж Украины того стоит, об этом не забываю.
Евгений СИВЫЙ
Досье «Болельщика»
Игорь ЗАВАДСКИЙ
Заслуженный артист Украины.
Родился 20 января 1966 г. в г.Инта (Коми АССР).
В 12 лет переехал с родителями в Запорожье. В 1986 г. поступил в Киевскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу аккордеона. Педагог – профессор Николай Давыдов. Получил диплом с отличием.
Первая победа на международных конкурсах – Франция, 1994. Как солист интернационального оркестра на фольклорном фестивале 2005 г. в Кимберли (Канада), включен в «Книгу рекордов Гиннесса» за 30-минутное попурри в составе 644 аккордеонистов. Гастролировал также в США, ОАЭ и 16 странах Европы.
Первый аккордеонист, выступивший с сольным концертом классического репертуара (2006 г.) на сцене Национального дворца «Украина». Всего с 1993 г. дал свыше 1 000 концертов. Записал 9 альбомов. Награжден орденом Святого князя Владимира III степени.