Спортивна газета "Вболівальник"

Несостоявшиеся революции?

Гонку в Канаде во многом можно считать знаковой, ведь именно в Монреале удалось получить более-менее убедительные ответы на важнейшие вопросы текущего первенства мира.

«ДЕЛЬФИН» И MERCEDES
Ключевую интригу сезона оставим на потом, а сначала надо сказать о проблеме, возникшей совсем недавно. Всем известно, что перед нынешним чемпионатом Формула-1 перешла на существенно обновленный технический регламент. Следует напомнить, что теперь на машинах установлены колеса с большим диаметром (было – 13 дюймов, стало – 18). Также пришлось обновить антикрылья и элементы днища болида, чтобы упростить обгоны, ведь уже с революционной конструкцией болида «грязный» воздух уходил не назад – параллельно асфальту, что мешало преследователю, а вверх.
Эти новинки привели к проблеме, которая поначалу считалась локальной, а подразумевается в данном случае дельфинирование болида, который ведет себя, как дельфины, плывущие на поверхности воды. То есть наблюдались своеобразные прыжки, когда болид днищем цеплял асфальт. Раньше все это тоже было, но в минимальных масштабах, поскольку машины являлись менее жесткими, а теперь появилась жесткость (во многом из-за больших колес).
Эта беда коснулась всех, но главными проигравшими оказались представители команды Mercedes. Она сконструировала болид, на котором вибрации чувствовались гораздо больше, чем на других машинах. С этим, предполагается, была связана недостаточная эффективность болидов, так что «мерсы» на данном этапе могут похвастаться лишь ролью третьей силы чемпионата.
Однако совсем недавно во время Гран-при Азербайджана (10–12 июня) дельфинирование стало большой проблемой для всех команд. Пилоты без стеснения говорили об этом, а громче всех возмущались гонщики Mercedes, которые, если верить словам ребят, столкнулись с болезненными ощущениями в спине. В большей степени было коллективное умозаключение, что вибрации в перспективе могут отрицательно сказаться на позвоночнике гонщиков, поэтому Международная автомобильная федерация (FIA), под эгидой которой проводится чемпионат Формулы-1, пообещала пристально изучить эту дилемму.
Этап в Канаде должен был в полной мере ответить на важный вопрос: действительно ли надо централизованно бороться с дельфинированием? А что можно делать? Вносить серьезные изменения в технический регламент, дабы бороться с этим явлением, которое в теории влияет на здоровье гонщиков. Так что в Монреале на болиды всех команд были установлены дополнительные датчики, которые помогут сделать выводы или прийти к вердикту, что ничего менять не надо…
Правда, перед стартом отчетного уик-энда представители FIA разрешили устанавливать на днище машин дополнительную стяжку, которая должна гасить вибрации. Команды уже физически не успевали разработать это новшество до гонки в Канаде, но каким же было удивление «формульной» общественности, когда те самые стяжки моментально появились на машинах Mercedes. Тогда и возникли предположения, что вся эта история с дельфинированием – это результат закулисных договоренностей FIA и Mercedes…
Немецкая команда, услышав об этих подозрениях, предпочла в Монреале отказаться от стяжек, хотя есть теория, что причина отказа кроется в том, что вместе со стяжками на днище болиды Mercedes стали еще медленнее, чем были раньше. Хэмилтон уже после гонки в Канаде заявил, что перегрузки стали гораздо меньше, чем в Баку, с чем согласились другие пилоты. Видимо, проблема крылась в излишних неровностях уличной трассы в столице Азербайджана, что и привело к увеличению масштабов относительно скромной проблемы. Несмотря на это, FIA все еще проводит анализ всей полученной информации, но можно предположить, что никаких серьезных выводов не будет. Конкретика по этому вопросу поступит чуть позже – ближе к баталиям в Великобритании (1–3 июля).

ЛИДЕР И ПРЕТЕНДЕНТ
Также близка к развязке ключевая интрига первенства: кого можно считать первой силой 2022 года – Red Bull или Ferrari? Если посмотреть на текущие классификации в личном зачете и Кубке конструкторов, то можно предположить, что фаворит сезона уже определился. «Быки» в командной классификации опережают «красных» уже на 76 очков, причем отрыв мог измеряться более солидным показателем, но в Канаде не сумел дотянуть до финиша Серхио Перес (у мексиканца мотор отказал).
Нехитрое умозаключение сейчас подтверждает бывший босс Формулы-1 Берни Экклстоун, знающий о своем детище все или почти все: «Я вместе со многими надеялся, что Ferrari снова добьется успеха после 14-летнего перерыва. Однако теперь могу вынести неприятный для итальянской команды вердикт: все, кто продолжает делать ставку на Ferrari или Шарля Леклера, уйдут с пустыми руками! Предполагаю, что постепенно перевес Red Bull и Макса Ферстаппена станет еще больше, так что острый спор за чемпионский титул считаю маловероятным».
Вероятно, Экклстоун трезво оценил потенциал двух команд ближе к завершению отчетной гонки, когда Карлос Сайнс неистово прессинговал действующего чемпиона мира, но пятнадцати кругов не хватило испанцу, чтобы организовать серьезную атаку. Понятно, что сразу на двух прямых отрезках Сайнсу помогала система DRS, которая позволяет ускориться, но даже с этим бонусом пилот команды Ferrari не обогнал лидера.
А куда подевался Леклер? На его машину команда поставила сразу несколько новых элементов силовой установки, что нельзя делать без штрафов, а штрафы – это потерянные позиции на старте. Так что еще до старта квалификации Шарль знал, что начнет гонку с предпоследнего места. Монегаск за 70 кругов дистанции смог добраться до пятого места, причем были шансы даже за первую тройку зацепиться, однако Леклер многое потерял в середине гонки, когда застрял за Эстебаном Оконом. Француз на тот момент успел взять свежую резину, а еще команда Alpine может похвастаться хорошей максимально скоростью на прямых участках. Совокупность этих двух факторов привела к тому, что Шарль за спиной Окона потерял кучу времени, которого не хватило ближе к финишу, чтобы скушать ребят из Mercedes.

АВАРИЯ И ОПЫТ
Надо отметить, что спора на финише между Ферстаппеном и Сайнсом могло не быть, поскольку голландец прилично опережал конкурента. Вплотную подойти к Максу помогла машина безопасности, выехавшая, когда пришлось эвакуировать болид Юки Цуноды. Инцидент с участием японца уже вошел в список самых глупых аварий в истории Формулы-1 и всего автоспорта. Пилот команды AlphaTauri получил новую резину, совсем забыв, что ее сначала надо прогреть, а уже потом проходить повороты на максимально возможной скорости. В общем, первый поворот после пит-стопа стал для Цуноды последним. Пилот физически не пострадал, но разбитая машина дальше уже никак не могла ехать.
Отдельно надо вспомнить еще одного представителя команды Alpine – Фернандо Алонсо. Опытный испанец блеснул в тяжелой квалификации, которая проходила в условиях мокрой трассы. Перед началом субботней сессии в Монреале прошел серьезный дождик, так что пилоты сначала использовали резину для очень мокрого асфальта, а позже перешли на промежуточный вариант шин, но в сухих условиях тогда покататься не удалось.
Что касается Алонсо, то он дождевую квалификацию провел безупречно, уступив только Ферстаппену. Второе место на старте – это лучший квалификационный результат 40-летнего пилота с 2012 года, когда он еще защищал цвета Ferrari. Правда, в сухой воскресной гонке пришлось опуститься ниже – до седьмой позиции. А потом еще и 5-секундный штраф прилетел за излишне активную оборону, когда Фернандо вилял на трассе больше, чем разрешено. Минус 5 секунд – это потеря двух позиций, поэтому двукратный чемпион мира оказался на девятой позиции в итоговом протоколе канадской гонки. Приятным штраф испанца был только для ребят из Alfa Romeo, которые дружно поднялись чуть выше.
Кстати, Алонсо на старте никому не проиграл, отбив атаки Сайнса, но потом все-таки пришлось потерять несколько позиций. Выше испанца даже напарник оказался, поскольку до последнего Фернандо хотел проехать 70 кругов с одним пит-стопом, потеряв кучу времени на изношенной резине, но в конечном итоге и ему пришлось два раза посещать механиков.

Савелий СТУС

9-й этап. Гран-при Канады
Монреаль. Автодром им. Ж. Вильнева. 17–19.06.2022
Длина трассы – 305,270 км (70 кругов по 4,361 км)

Гонка
1 (1). Макс Ферстаппен (Нидерланды, Red Bull) 1:36.21,757
2 (3). Карлос Сайнс (Испания, Ferrari) +0,993
3 (4). Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes) +7,006
4 (8). Джордж Расселл (Великобритания, Mercedes) +12,313
5 (19). Шарль Леклер (Монако, Ferrari) +15,168
6 (7). Эстебан Окон (Франция, Alpine) +23,890
7 (11). Валттери Боттас (Финляндия, Alfa Romeo) +25,247
8 (10). Чжоу Гуаньюй (Китай, Alfa Romeo) +26,952
9 (2). Фернандо Алонсо (Испания, Alpine) +29,945
10 (17). Лэнс Стролл (Канада, Aston Martin) +38,222
11 (9). Даниэль Риккардо (Австралия, McLaren) +43,047
12 (16). Себастьян Феттель (Германия, Aston Martin) +44,245
13 (12). Александр Албон (Таиланд, Williams) +44,893
14 (15). Пьер Гасли (Франция, AlphaTauri) +45,183
15 (14). Ландо Норрис (Великобритания, McLaren) +52,145
16 (18). Николас Латифи (Канада, Williams) +59,978
17 (5). Кевин Магнуссен (Дания, Haas) +1.08,180
НФ (20). Юки Цунода (Япония, AlphaTauri) сход (49-й круг, авария)
НФ (6). Мик Шумахер (Германия, Haas) сход (19-й круг, мотор)
НФ (13). Серхио Перес (Мексика, Red Bull) сход (8-й круг, мотор)
Примечание. В скобках указаны позиции пилотов на старте воскресной гонки – по итогам субботних квалификационных заездов.

Быстрейший круг: Карлос Сайнс (+1 очко) – 1.15,749 (63-й круг, с/с – 207 км/ч).

Личный зачет
1. Ферстаппен (Red Bull) 175
2. Перес (Red Bull) 129
3. Леклер (Ferrari) 126
4. Расселл (Mercedes) 111
5. Сайнс (Ferrari) 102
6. Хэмилтон (Mercedes) 77
7. Норрис (McLaren) 50
8. Боттас (Alfa Romeo) 46
9. Окон (Alpine) 39
10. Алонсо (Alpine) 18
11. Гасли (AlphaTauri) 16
12. Магнуссен (Haas) 15
13. Риккардо (McLaren) 15
14. Феттель (Aston Martin) 13
15. Цунода (AlphaTauri) 11
16. Гуаньюй (Alfa Romeo) 5
17. Албон (Williams) 3
18. Стролл (Aston Martin) 3
19. Шумахер (Haas) 0
20. Латифи (Williams) 0

Кубок конструкторов
1. Red Bull 304
2. Ferrari 228
3. Mercedes 188
4. McLaren 65
5. Alpine 57
6. Alfa Romeo 51
7. AlphaTauri 27
8. Aston Martin 16
9. Haas 15
10. Williams 3

Exit mobile version