Компенсация года
Выиграв первый Гран-при сезона, Кими Райкконен потерял лидерство в чемпионате и вернул его – с минимальным перевесом – только после клетчатого флага последнего этапа первенства. Таким образом финн получил заслуженную компенсацию за неудачи минувших лет и, особенно, прошлогоднюю, когда семи побед Кими не хватило, чтобы отобрать титул у Алонсо. Райкконен проявил северное терпение, пережил сложный период на экваторе сезона, когда пресса уже прочила ему уход из «Феррари», показал высочайшую скорость и заслуженно глотал шампанское на подиуме в Бразилии, предвкушая празднество по поводу первого в карьере чемпионского звания. Которое, кстати, до сих пор официально не подтверждено – будто в издевку над всеми страданиями Кими.
Гонка года
Первый же дождевой этап сезона стал и самым интересным событием 2007-го. Гран-при Европы на «Нюрбургринге» принес сразу два ливня, в паузе между которыми трассу успело подсушить солнце, столкновение двух «БМВ» вскоре после старта, вылет шести автомобилей в одном повороте и возвращение «Макларена» Хэмилтона в борьбу трактором, извлекшим машину из гравийной ловушки. Здесь случился сход завоевавшего поул Райкконена, тактическая ошибка «Рено», намудрившего со сменой резины и испортившего отличную гонку Физикелле, обгон Алонсо, жестко отвоевавшего лидерство у Массы за пять кругов до клетчатого флага, потасовка в «Торо Россо» между Скоттом Спидом и боссом команды Францем Тостом.
Обгон года
В жесткой конкуренции с маневром Фернандо Алонсо, обошедшего Фелипе Массу в концовке Гран-при Европы, победу в номинации одержала схватка Массы и Роберта Кубицы на последнем круге японского этапа. Водить гоночный автомобиль в дождь – занятие не из приятных, но Фелипе и Роберт устроили потрясающую схватку за небольшой, в общем-то, приз – шестое место.
Провал года
Сложно решить, чье провальное выступление – Ральфа Шумахера или «Хонды» – произвело наихудшее впечатление. Поэтому разделим эту категорию на личный и командный зачеты. Немец держит первенство благодаря 14-ти проигрышам напарнику в квалификациях, в 4 из которых он не смог выбраться даже из ее первого сегмента – «достижение», немыслимое для пилота, зарабатывающего 25 миллионов долларов в год. «Хонда» отличилась «зеленым» дизайном и таким же «зеленым» болидом, благодаря которому вплоть до предпоследнего этапа уступала в Кубке конструкторов своей дублирующей конюшне – «Супер Агури».
Цифры года
В бизнесе в этом году доминирует красивое число – 100 миллионов. Именно таким оказался штраф, наложенный на «Макларен» по итогам разбирательства по делу о промышленном шпионаже. Почти столько (с небольшим округлением), выложил индийский миллиардер Виджай Маллья за команду «Спайкер», которая отныне будет носить имя «Форс Индия». И столько же «бабла» фигурирует в настойчивом слухе о продлении контракта Льюиса Хэмилтона с «Маклареном» на пять следующих сезонов. Из стройного ряда выбился только Фернандо Алонсо, который, если согласится на трехлетнее сотрудничество с «Тойтой», получит все 165 миллионов!
Авария года
На 32-м круге Гран-при Канады «БМВ-Заубер» Роберта Кубицы, на скорости около 240 км/ч, пытаясь проскочить «Тойоту» Ярно Трулли, наехал на поребрик, потерял сцепление с дорогой и улетел на полосу безопасности, предваряющую вход в поворот «Казино». Несколько кувырков по траве и асфальту, превративших болид в огромное небрежно обструганное полено, заставили схватиться за сердце всех, наблюдавших за коллизией. Извлеченного из-под обломков поляка срочно отправили в госпиталь, но не обнаружили ничего, кроме небольших ушибов. Вот это – безопасность!
Новинка года
Технических нововведений в чемпионате, как всегда, были тонны, но наибольшее впечатление оставили оригинальные колпаки на передних колесах «Феррари», впервые примененные командой во время Гран-при Великобритании. Позднее на них появился и небольшой изогнутый спойлер. Интересно, что идея почти не нашла распространения в пелетоне – за исключением «Тойоты», остальные команды не нашли в ней особой пользы для болидов. Но полет фантазии и внимание Скудерии к мелочам вызывает восхищение.
Антиновинка года
У «Хонды» была своя фантазия, правда, вместо полета получился пролет. Забавные «уши слоненка Дамбо» из мультфильма Уолта Диснея, взгроможденные на нос японского болида, изуродовали конструкцию, а главное – не исправили бедственное положение команды. Позже оказалось, что ее новая аэродинамическая труба была неверно откалибрована, чем и объяснялись метания инженеров.
Конфуз года
Пилот «Спайкера» Кристиан Альберс во время дозаправки на Гран-при Франции не дождался разрешающего сигнала от держащего «леденец» механика и рванул на трассу, вырвав шланг из заправочной машины. «Очевидно, он был расстроен, что ему пришлось ждать за спиной Адриана Сутила», – недоумевал технический директор команды Майк Гаскойн. В итоге Альберс заплатил штраф в 5 тысяч евро, получил прозвище «Слоник», а потом и вовсе был уволен из бедствующего «Спайкера».
Сюрприз года
Команда «Спайкер» весь сезон страдала от финансовой и технической нестабильности, прочно завладев неприятным званием заведомого аутсайдера. Потому, даже в условиях смешивающей всех и вся непогоды, болельщики с изумлением протирали глаза, увидев во главе пелетона Гран-при Европы новичка оранжево-черных Маркуса Винкелхока. Австриец единственным вышел на старт на промежуточной резине, потому, когда пошел дождь, на переобувку в боксы рванули все, кроме него, и соскользнувшего по потокам воды с въезда на пит-лейн лидера Райкконена. Винкелхок с легкостью прошел едва державшуюся в лужах «Феррари» и нарастил приличный отрыв – кто знает, чем бы закончилось дело, не выпусти стюарды сэйфети-кар и не скомандуй рестарт. Маркус в итоге свалился в глубину «процессии», а затем и вовсе сошел. Оставшись, тем не менее, вполне довольным дебютом.
Гламур года
Как бы блестяще ни смотрелись бриллианты «Steimetz» на шлемах пилотов «Макларена» в Монако, Ярно Трулли перещеголял их в гламурности, вырядившись на Гран-при Канады в розовый шлем. Идея изменить привычному хромовому дизайну пришла ему в голову после победы друга всей жизни, также уроженца Пескары, Данило ди Луки в «Джиро».
Скандал года
Пожалуй, правильнее всего было бы назвать весь прошедший сезон одним большим скандалом. В Австралии изогнулись днища «Феррари», в Монако неосторожные слова Хэмилтона и Денниса открыли болельщикам глаза на запрет пилотам обгонять друг друга в «Макларене», в Венгрии Алонсо подставил напарника во время квалификации, простояв без видимой причины в боксах лишние 10 секунд, и, наконец, в Бразилии слишком жаркая погода заставила ошибиться «БМВ» и «Уильямс» с температурой топлива, из-за чего итоги чемпионата повисли в воздухе. Но самым-самым скандальным эпизодом, бесспорно, была шпионская сага между «Феррари» и «Маклареном», перевернувшая с ног на голову все представления о честности и порядочности отдельных членов этих команд.
Междоусобица года
Беда не приходит одна – практически одновременно с судебными разборками на «Макларен» навалился конфликт пилотов, непонятно кем и когда инициированный. Хэмилтону не понравилось, что ему не позволили атаковать напарника в Монако, потом Льюиса блокировали в боксах на квалификации в Венгрии, последовало скандальное интервью Алонсо, и цитаты с обеих сторон посыпались, как из рога изобилия. Руководство команды, вместо того, чтобы охладить пыл пилотов, неожиданно фактически приняло сторону Хэмилтона. Это стало иметь особое значение, когда из Кубка конструкторов «маков» исключили, но англичанину отнюдь не помогло. Управлять юношеским пылом Льюиса опытным стратегам «серебряных» не удалось, и великая команда осталась без титулов в одном из самых удачных для себя сезонов.
Цитата года
Рон Деннис наговорил много интересного и незабываемого в этом сезоне, но глубже всего в память врезалась фраза, оброненная во время интервью с британскими журналистами в паддоке Шанхая: «Мы совсем не беспокоились о Кими. Мы с ним вообще не гонялись. По существу, мы гонялись против Фернандо»… А стоило бы кинуть взгляд за пределы внутрикомандных дрязг и разглядеть финскую угрозу.
Новичок года
Что вы знали о нем до начала чемпионата? В предстартовых раскладах Льюис Хэмилтон не значился в числе претендентов: болельщики в лучшем случае рассуждали, сможет ли темнокожий пилот «Макларена» выиграть хотя бы одну гонку. Льюис начал скромно, но стабильно набирать очки, выбрался в лидеры личного зачета, одержал четыре победы и до последнего момента оставался главным фаворитом в борьбе за чемпионскую корону. По ходу дела он успел отобрать номинальное звание первого номера «серебряных» у двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, поучаствовал в скандалах и скандальчиках, нажив огромное количество почитателей и ненавистников, и по юношеской глупости потерять титул, казалось, лежавший в кармане. Сейчас мы уже привыкли считать Хэмилтона примой «Формулы-1», а семь месяцев назад едва могли вспомнить его фамилию.
Роман года
Льюис Хэмилтон быстр не только на гоночных треках, но и в делах сердечных. Стоило ему только вкусить славы в королевских автогонках, как неизменная подруга последних четырех лет Джоди Ма оказалось забыта. Ее очаровательное общество
22-летний англичанин предпочел весьма недвусмысленному веселью на пляжах Сен-Тропе с горячей брюнеткой, которая позже была идентифицирована как дочь Мансура Ойеха – Сара. А еще говорили, что в «Макларене» пилотам предоставляются одинаковые ресурсы! И все-таки, роман с дочерью босса – это либо очень серьезно, либо очень глупо.
Слух года
Стоило «Феррари» угодить в небольшой кризис – как пресса стала обсуждать возможный уход Райкконена. Правда, эти слухи быстро сошли на «нет», стоило взаимоотношениям между Хэмилтоном и Алонсо перейти в стадию очевидной несовместимости. Теперь из «Макларена» «провожают» двукратного чемпиона мира – кто в «Рено», кто в «Тойоту». Заглядывают даже в далекое будущее, в 2010-й, когда закончится новый контракт Массы с «Феррари» и на его место может прийти Нандо. Но об этом говорить слишком рано.
Андрей БУРБА