Итоги
Гоночная сага 2019 года запомнилась уверенной победой Льюиса Хэмилтона, падением Себастьяна Феттеля, взлетом Шарля Леклера и очень качественной работой Макса Ферстаппена.
ХЭМИЛТОН
Британский пилот команды Mercedes изначально считался фаворитом сезона, поэтому целая охапка побед в первой части сезона нисколько не удивила. Честно говоря, преимущество действующего чемпиона мира периодически ужасало, однако гегемония Хэмилтона канула в Лету во время августовской паузы, когда оппоненты сумели качественно улучшить свои болиды. До антракта Льюис одержал восемь побед в двенадцати гонках – в 67% случаев. Но в оставшихся девяти Гран-при фаворит сезона всего три раза финишировал на первом месте, снизив показатель эффективности до 33%.
И ведь нельзя сказать, что на осеннем отрезке кампании трассы по своей конфигурации не подходили для машин Mercedes, ведь в прошлом сезоне Льюис доминировал именно после летних каникул. И ведь сам пилот не сбавил обороты и не стал часто ошибаться. Хэмилтон продолжал демонстрировать хороший уровень, в чем можно найти позитив, а негатив в большей степени связан с командой, которая не смогла сделать шажок вперед, оставшись на прежних позициях, тогда как конкуренты прогрессировали.
ЛЕКЛЕР
Главным возмутителем спокойствия осенью стал тогда еще 21-летний Леклер, одержавший две победы подряд в Бельгии и Италии. Но похвалить условного второго пилота команды Ferrari необходимо не за отдельно взятые гонки, а по сумме всего сезона, который монегаск провел на высоком уровне, затмив своего более опытного напарника. В итоговом зачете чемпионата Шарль обошел Себастьяна на 24 очка, но перевес дерзкого парня мог быть более существенным, однако на отдельных трассах команда ставила интересы Феттеля на первое место, предполагая, что именно 32-летний пилот способен конкурировать в споре за чемпионский титул.
Подарками команды немец пользовался, но даже локальные успехи не позволяли четырехкратному чемпиону мира вернуть уверенность в собственных силах. Он прекрасно понимал, что всплески активности связаны не с его достижениями, а с помощью команды. В таком вот угнетенном состоянии Феттель провел львиную долю сезона, не сумев выйти из крутого морального пике. Соотношение сил в команде Ferrari четко показывает квалификационный счет – 12:9 в пользу Леклера, а противоположное соотношение в гонках как раз и говорит лишь о том, что команда работала на Себастьяна.
В общем, Ferrari в прошлом сезоне – это блеск Леклера и очень слабое выступление Феттеля. Провал немца стал одним из катализаторов активных разговоров о том, что его место в «красной» команде займет Хэмилтон в 2021 году, когда в технический регламент будут внесены глобальные изменения. Вероятность столь громкого трансфера на данный момент велика, однако ситуация может измениться по ходу сезона-2020, если Леклеру удастся показать, что его нынешний прорыв не стал стечением обстоятельств. Если так и произойдет, то Ferrari автоматически получит лидера команды, а сам Льюис вряд ли рискнет пойти туда, где его фаворитский статус будет лишь теоремой, а не аксиомой.
ФЕРСТАППЕН
Этот путь уже прошла команда Red Bull, где рвет и мечет 22-летний Ферстаппен. Еще сравнительно недавно голландец считался слишком эмоциональным пилотом, который на базе эмоций и излишнего рвения может наделать глупостей. Теперь же Макс остался не менее дерзким, но его профессиональные качества и хладнокровность в критических ситуациях приятно удивляют. Именно ему удалось занять третье место в зачете пилотов, причем и по количеству побед голландец также оказался на третьей строчке: Хэмилтон – 11, Боттас – 4, Ферстаппен – 3, Леклер – 2, Феттель – 1.
Макс сначала безапелляционно выносил в одну «калитку» напарника Пьера Гасли, которого команда вскоре списала в Toro Rosso. Но и Александр Албон ничего не смог противопоставить лидеру Red Bull, а небольшой перевес голландца в гонках все-таки объясняется многочисленными инцидентами с его участием, причем почти во всех случаях генератором проблем были либо соперники, либо техническое состояние болида. В общем, на базе прошедшего сезона довольно сложно определить, кто станет новой звездой Формулы-1: Ферстаппен или Леклер? Ответ на этот вопрос должен дать грядущий 2020 год.
2020
В следующий сезон самые престижные гонки планеты входят с почти тем же кадровым потенциалом. Лишь двум рокировками отметится межсезонный отрезок: команда Renault решила избавиться от Нико Хюлкенберга, который, увы, вряд ли вернется в Формулу-1, виной чему довольно низкие результаты немца. Такая же ситуация и у Роберта Кубицы, приходившего в Williams в статусе лидера, но почти во всех гонках его обходил молодой Джордж Расселл. А одно добытое очко польского пилота в Германии (11-й этап) стало стечением обстоятельств, когда сразу семь пилотов не смогли дотянуть до финиша. Хюлкенберга и Кубицу заменят Эстебан Окон и Николас Латифи соответственно.
Нельзя не отметить, что в следующем сезоне будет еще больше гонок – аж 22! Из календаря первенства выпала Германия («Хоккенхаймринг»), а пришли в Формулу-1 городская трасса в Ханое (Вьетнам) и классический автодром в Зандворте (Нидерланды). Конечно, ставка на голландский асфальт напрямую связана с невероятной популярностью Ферстаппена в болельщицкой среде, о чем говорят большие группы «оранжевых» фанов почти на всех гонках. Даже сложно себе представить, что будет твориться в начале мая следующего года, когда Макс будет выступать в родной стране!..
С верой в интригу стоит смотреть вперед, ведь Леклер и Ферстаппен точно попытаются бросить вызов команде Mercedes, а если еще и Феттель сможет вернуться на высокий уровень, то кампания-2020 может подарить кучу положительных эмоций и реальную борьбу за чемпионский титул с первой и до последней гонки. Новый сезон, отметим, традиционно стартует в Австралии 13–15 марта, так что зимний антракт – это приблизительно 100 дней, которые пролетят очень быстро!..
Савелий СТУС
Личный зачет
1. Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes) 413
2. Валттери Боттас (Финляндия, Mercedes) 326
3. Макс Ферстаппен (Нидерланды, Red Bull) 278
4. Шарль Леклер (Монако, Ferrari) 264
5. Себастьян Феттель (Германия, Ferrari) 240
6. Карлос Сайнс (Испания, McLaren) 96
7. Пьер Гасли (Франция, Red Bull/Toro Rosso) 95
8. Александр Албон (Таиланд, Toro Rosso/Red Bull) 92
9. Даниэль Риккардо (Австралия, Renault) 54
10. Серхио Перес (Мексика, Racing Point) 52
11. Ландо Норрис (Великобритания, McLaren) 49
12. Кими Райкконен (Финляндия, Alfa Romeo) 43
13. Даниил Квят (Россия, Toro Rosso) 37
14. Нико Хюлкенберг (Германия, Renault) 37
15. Лэнс Стролл (Канада, Racing Point) 21
16. Кевин Магнуссен (Дания, Haas) 20
17. Антонио Джовинацци (Италия, Alfa Romeo) 14
18. Ромен Гросжан (Франция, Haas) 8
19. Роберт Кубица (Польша, Williams) 1
20. Джордж Расселл (Великобритания, Williams) 0
Кубок конструкторов-2019
1. MERCEDES AMG Petronas Motorsport (мотор Mercedes) 739
2. FERRARI Scuderia Mission Winnow (мотор Ferrari) 504
3. RED BULL Aston Martin Racing (мотор Honda) 417
4. MCLAREN F1 Team (мотор Renault) 145
5. RENAULT F1 Team (мотор Renault) 91
6. TORO ROSSO Red Bull Honda (мотор Honda) 85
7. RACING POINT SportPesa F1 Team (мотор Mercedes) 73
8. ALFA ROMEO Racing (мотор Ferrari) 57
9. HAAS F1 Team (мотор Ferrari) 28
10. WILLIAMS Rokit Racing (мотор Mercedes) 1