Спортивна газета "Вболівальник"

Если с другом буду я, а медведь – без друга

Итоги-2021

Прошедший сезон стал, возможно, лучшим в истории Формулы-1 (отсчет ведется с 1950 года), если смотреть на уровень конкуренции и невероятную интригу, которая держалась до последнего круга последней гонки, а триумфатором кампании-2021 стал Макс Ферстаппен, прервавший гегемонию Льюиса Хэмилтона.

В 2021 год королевские гонки входили с небольшими шансами на интригу, ведь изменения в техническом регламенте было решено сдвинуть на чемпионат-2022, поэтому все сходились во мнении, что вновь должен солировать Хэмилтон (Mercedes), а его конкурентами в отдельных гонках могут стать напарник Валттери Боттас и Макс Ферстаппен из Red Bull. Загадкой оставались разве что перспективы Серхио Переса, который хорошо проявил себя в прошлом году за рулем болида Racing Point (теперь это Aston Martin), но переход в стан «быков» не мог стать легкой прогулкой для мексиканца. Об этом парне мы еще обязательно вспомним, а основной темой на старте сезона стал прогресс команды Red Bull, которая подтянулась к фавориту.
Инженеры австрийской команды смогли усовершенствовать нижнюю боковую часть болида, немного преобразив элементы, которые оптимизируют прижимную силу, грамотно отводя воздух в сторону. Решение оказалось настолько качественным, что уже стартовые гонки сезона показали, что лучшая аэродинамика на машине Red Bull позволяет нивелировать преимущество мощного мотора Mercedes. Да, «мерсы» солировали на прямых участках, но «быки» лучше выходили из поворотов, что позволяло претендовать на обгон. Не очень часто мы видели подобные прецеденты, однако основная идея сводилась к тому, чтобы не обгонять, а удерживать соперников за спиной. Такая постановка вопроса вынудила делать крен в сторону настроек, которые позволяли выигрывать квалификации. Результат уже по итогам сезона очевиден: Макс десять раз стартовал с первого места, а Льюис – в два раза реже.
Особое внимание надо уделить шестой гонке сезона, когда разборки велись на городской трассе в Баку. На тот момент Ферстаппен на четыре очка опережал главного оппонента, но Хэмилтон получил возможность отыграться и солидно вырваться вперед. Дело в том, что из-за взорвавшейся резины голландец не финишировал, а британец сохранял второе место, надеясь ближе к финишу обойти Переса. И дело почти удалось сделать, но, обогнав Серхио, Хэмилтон не списался в поворот, выскочив за пределы трассы, что привело к откату на 15-е итоговое места. Так что в Азербайджане лидер команды Mercedes потерял 25 баллов, которых, вероятно, не хватило для триумфа по итогам сезона.
Именно в этом моменте Перес серьезно помог напарнику, заставив вспомнить известную песенку: «На медведя я, друзья, выйду без испуга, если с другом буду я, а медведь – без друга!». Да, Хэмилтон почти весь сезон провел без друга – без Боттаса, которого команда всячески унижала требованиями проводить гонки только ради Льюиса. Вот на финальных гонках сезона Валттери и делал все возможное, чтобы находиться подальше от двух претендентов на титул, дабы команда не доставала его постоянными приказами. Взять хотя бы заключительную битву в Абу-Даби, когда на последнем круге Льюис остался с убитыми шинами против Макса, который успел взять свежую резину. Понятно, что в такой ситуации голландец совершил судьбоносный обгон, взяв чемпионский титул. А ведь в такой ситуации Боттас, если бы ехал на максимуме, мог находиться между Хэмилтоном и Ферстаппеном, что позволило бы британцу выиграть 22-ю гонку сезона, а с этим пришел бы и итоговый триумф. Не пришел…
Дополнительным доказательством того, что мы стали свидетелями лучшего чемпионата в истории Формулы-1, говорит тот факт, что главные претенденты на титул за сезон прошли приблизительно шесть тысяч километров, а судьба титула определилась на последних сотнях метров. Хэмилтон не сумел переплюнуть Михаэля Шумахера, который в свое время также семь раз взбирался на «формульную» вершину (1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004), но Льюис (2008, 2014, 2015, 2017, 2018, 2019, 2020) обязательно попытается решить поставленную задачу в следующем году. Надо отметить, что гегемонию Михаэля в 2005 году прервал Фернандо Алонсо, которые еще перед гонкой в Абу-Даби постановил, что справедливость сезона-2021 будет заключаться в триумфе Ферстаппена, а в Кубке конструкторов должны победить «мерсы». Так и произошло!
Макс, конечно, попытается не ограничиться одним титулом, но основная ответственность сейчас ложится на команды, которые будут создавать новые болиды, рассчитанные на 18-дюймовые колеса (вместо 13-дюймовых), а также серьезные изменения в техническом регламенте коснутся антикрыльев. Ключевая идея нового свода правил сводится к попытке «грязный» воздух с задней части болида выводить не назад, а вверх, чтобы пилот, находящийся позади, имел больше шансов на обгон. В предыдущих же сезонах все видели, что вплотную подъехать к сопернику удавалось лишь при серьезном перевесе в скорости, поскольку преследователя тот самый «грязный» воздух фактически отталкивал. Посмотрим, удастся ли реально решить эту проблему, но нет сомнений в том, что мы опять станем свидетелями интригующей борьбы Mercedes и Red Bull, причем в немецкой команде произойдет рокировка: на место Боттаса придет Джордж Расселл, к которому надо относиться уважительнее, чтобы не повторилась история с финном…

Савелий СТУС

Личный зачет
1. Макс Ферстаппен (Red Bull) 395,5
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes) 387,5
3. Валттери Боттас (Mercedes) 226
4. Серхио Перес (Red Bull) 190
5. Карлос Сайнс (Ferrari) 164,5
6. Ландо Норрис (McLaren) 160
7. Шарль Леклер (Ferrari) 159
8. Даниэль Риккардо (McLaren) 115
9. Пьер Гасли (AlphaTauri) 110
10. Фернандо Алонсо (Alpine) 81
11. Эстебан Окон (Alpine) 74
12. Себастьян Феттель (Aston Martin) 43
13. Лэнс Стролл (Aston Martin) 34
14. Юки Цунода (AlphaTauri) 32
15. Джордж Расселл (Williams) 16
16. Кими Райкконен (Alfa Romeo) 10
17. Николас Латифи (Williams) 7
18. Антонио Джовинацци (Alfa Romeo) 3
19. Мик Шумахер (Haas) 0
20. Никита Мазепин (Haas) 0
21. Роберт Кубица (Alfa Romeo) 0

Кубок конструкторов
1. Mercedes 613,5
2. Red Bull 585,5
3. Ferrari 323,5
4. McLaren 275
5. Alpine 155
6. AlphaTauri 142
7. Aston Martin 77
8. Williams 23
9. Alfa Romeo 13
10. Haas 0

Exit mobile version