Чемпионат мира. Послесловие. Из первых уст

МИНИ-ТРАГЕДИЯ ОТ ЖУБЕРА

– Приняв рекордное число участников, чемпионат в Лос-Анджелесе открыл миру фигурного катания весьма экзотические для него страны. Вы выделили для себя новые имена?
– Со многими из этих ребят я выступал в шоу. Хорошо, что есть много стран-участниц, и фигурное катание везде популярно. По-настоящему интересных фигуристов там сложно открыть. Но нужно опуститься на одну ступеньку ниже и посмотреть, что какого бы уровня эти спортсмены ни были, они выиграли национальный чемпионат и выиграли путевку на «мир». Здесь для них мечта попасть в 24, которую им осуществить пока не по силам.
– В оценке за компоненты судьи склонны ставить приблизительно одинаковые баллы за все составные, и градация, в принципе, не соблюдается. С этим можно как-то бороться?
– А нужно ли с этим бороться?
– Конечно. Вернемся на год назад и сравним программы Стефана Ламбьеля и Брайана Жубера. Два сильных фигуриста, хорошо владеют коньками, но связки между элементами у одного великолепны, а у второго почти отсутствуют. И при этом оба получают высокие оценки за все компоненты.
– У нас не все объективно в фигурном катании. Да как и во всей жизни, включая бизнес или политику. Все держится на каких-то условных договоренностях. Но судьи тоже люди, которые любят фигурное катание. Каждый в меру своего понимания, только если он не хочет помочь своему спортсмену, ставит высокие компоненты симпатичному ему фигуристу. Кому-то больше нравится Жубер, кому-то – Ламбьель. Я отношусь к последним. Главное, чтобы судейство было компетентным и каждый имел свое мнение.
– На данном чемпионате согласны с ним?
– Я изначально был готов, что будут помогать США и Канаде. Перед чемпионатом мира об американских спортсменах говорили: «Покажите хоть что-нибудь, и вам помогут». Контракты с телевидением в Америке сейчас слабые. Фигуристам нужно подымать этот уровень, а для этого необходимо занимать высокие места.
– Согласны с победой Эвана Лайсачека? Именно по интерпретации образа, постановке рук… По общему прокату он, пожалуй, действительно выиграл.
– Скажем так, это Жубер проиграл. Телевидение и пресса должны пожать ему руку. Брайан устроил минитрагедию: на легком элементе, двойном акселе, в конце программы отдал «золото». А Лайсачек при всех недостатках оставил впечатление безукоризненности. Можно теперь говорить, соответствует ли хореография, скольжение, были ли связки между элементами, но он не допустил ни одной помарки.
– Жубер не первый раз срывает элемент в конце программы. У него и с нервами вроде бы все нормальные, но как тогда это объяснить?
– У него нервы не то что нормальные, у него суперконцентрация на соревнованиях. Он может, даже находясь в плохой форме, сделать практически невозможное. Но в конце, когда все сложные элементы сделаны, возможно, это перенапряжение сходит немного раньше времени, и он становится обычным уязвимым человеком и допускает ошибки на простых элементах.

СВЕЖАЯ СТРУЯ

– О переходе Антона Ковалевского к Михаэлю Хуту звучало масса мнений, как положительных, так и отрицательных. Вы поддерживаете такое его решение?
– Всегда печально, когда спортсмен долго работает с одним тренером, а потом уходит искать лучшей жизни. Его винить за это нельзя: у него карьера одна, а у тренера будут и другие ученики. Антон устает в моральном, психологическом плане, и через пару лет ему нужна свежая струя. Можно анализировать вопрос перехода именно к Хуту. Или же можно было выбрать немного другого тренера, возможно, менее дорогого? Но с Галиной Владиславовной у них назрел кризис отношений. Однозначно нужно было что-то менять. Судя по состоянию Антона на сегодняшний день, он находится в очень хорошей физической и эмоциональной форме. И неудачи на чемпионатах Европы и мира – это следствие «почему-то не пошло, почему-то не сложилось». Вообще, он прибавил в этом году.
– Это касается некоторого изменения в технике прыжков?
– В технике я не заметил изменений. Просто он вернул себе вторую молодость. Технику в таком возрасте очень сложно изменить. И проблемы на тройном акселе все еще видны. Но все же выглядит он сейчас более впечатляюще. База на разбеге к прыжкам поставлена лучше: Антон прибавил в скорости перед прыжком, что помогает сделать его хорошо.

ПОТЕРЯ ЗРЕЛИЩНОСТИ

– Соревновании мужчин смотреть было не грустно?
– Чемпионат мира в мужском одиночном катании был скучным, и это не только мое мнение. Не в плане борьбы. Она была между Лайсачеком и Жубером. Появились новые имена – Самюэль Контести. Но при этом чемпионат был на процентов 50 менее зрелищным. Когда катался Ламбьель, не будем уже говорить про Ягудина с Плющенко… Здесь между собой соревновались только прыжки. Не было ни хороших программ, ни компонентов, ни вращений.
– По программам и компонентам многие хвалят Патрика Чана и Такахико Козуку, особенно отмечая мягкость катания и владение коньком.
– Они владеют всем этим. Я сказал, что нет хороших вращений… У них они есть. Нет гениальных, как у Ламбьеля, у Баттла, у Вейра.

ПЛАТА ЗА БЕЗРАЗЛИЧИЕ

– Если мужчины не очень порадовали, то женщины оставили кардинально противоположное впечатление, не так ли? Но то, что случилось с Ирой Мовчан, поддается объяснению?
– Ира – это показатель не только того, что у нас в украинском фигурном катании не все хорошо, но и во всем нашем спорте. Это показатель отношения государства к спортсменам и спортивного руководства к процессу тренировок и подготовки. Ира заслужила эту путевку, победив на национальном первенстве. Это самая сильная девочка, но мы и видим, какого уровня у нас чемпионка. И не надо ругать ее за этот провал, это больше невезение. Нельзя сказать, что она не в состоянии была прыгать. Если бы у нас общий уровень был намного сильнее, то Ира выступала бы лучше.
– Выступление и оценки Ю-Ны Ким впечатлили?
– Конечно! И это мечта каждой фигуристки, когда все допускают ошибки, и ты уже с короткой программы привозишь отрыв почти в десять баллов.
– Но Рошетт, к примеру, тоже не особо ошибалась. Так что такой отрыв, по большей части, заслуга самой Ю-Ны.
– Да, но Рошетт проиграла по уровням сложности элементов, прыжков, компонентов.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ

– Одна из ваших любимых групп – Pink Floyd. В этом году мы увидели две постановки под их музыку – у Тессы Виртью со Скоттом Мойром и Изабель Делобель и Оливье Шонфельдером. Как их оцениваете?
– Альтернативные варианты. Какой лучше, не взялся бы судить. Когда тренеры и хореографы берут программу, они сами наполняют ее каким-то смыслом. Это все равно, что сравнивать исполнителей. Можно говорить только о качестве: везде есть недостатки, но оно высокое.
– То есть вы считаете, что третье место Тессы со Скоттом – это действительно третье место?
– Почему бы и нет?
– А седьмое место Шинед и Джона Керр – это их седьмое место?
– Нет. Здесь проиграли все, включая тренера. В первой десятке в танцах все очень размыто. Если спортсмены не допускают явных ошибок, сравнить их сложно. Но даже с огрехами могут быть варианты. Некоторые спортсмены ошибаются, но выполняют все бесшабашно и уверенно. А другие вроде бы едут без видимых ошибок, но где-то «ковыряются», есть помарки или просто качество ниже.
– Это касается Анны Задорожнюк и Сергея Вербилло? В оригинальном танце без особых ошибок, но некоторая «грязь» во время исполнения присутствовала.
– Не буду комментировать эти слова. Они откатали без особых ошибок. Но нельзя сказать, что сделали это идеально.
– Соперничество Задорожнюк/Вербилло и Бекназарова/Зуев смогли бы прокомментировать или пока не стоит?
– Дело не в том, что я не хочу это делать, дело в том, что я не могу. Я действительно считаю себя в недостаточной мере специалистом, чтобы высказать свое мнение по данному поводу. Если бы мне пришлось принимать решение по этим парам, было бы очень сложно.

НА ГРАНИ С СУБЪЕКТИВНОСТЬЮ

– Казалось бы, только судьи начали ставить более или менее высокие компоненты Татьяне Волосожар и Станиславу Морозву, как вновь видим, как их опустили именно в этой оценке в Лос-Анджелесе.
– Таня со Стасом сильны технической стороной, но и компоненты у них не все слабые. Можно сказать, что они в чем-то недостаточно  артистичны… И то это можно понимать по-своему. Я к ним очень хорошо отношусь, всегда переживаю, так что здесь мое мнение не объективно.
– Тамара Москвина говорит об особенности своей пары Юко Кавагучи и Александр Смирнов…
– Неплохо знаю Юко. Мне очень нравится, как они работают, уважаю Москвину. Я имел удовольствие наблюдать за их работой и немного помогать. Они потенциально слабее Волосожар с Морозовым, показывают свой максимум. Достаточно авантюрные находки – так это не от хорошей жизни. Тренер и спортсмены ищут возможность обыграть потенциально более сильных соперников.
– Они безусловно заслуживают уважения, но воспринимаете ли вы их как пару?
– Я их воспринимаю как пару очень высокого уровня, но не воспринимаю как идеальную. Они немного слабовато смотрятся друг с другом. Но Волосожар с Морозовым не используют свое преимущество, хотя и обыгрывали их по ходу сезона. Год был напряженный. К концу сезона устали, у Стаса была травма. И к тому же они, по наивности, думают, что их результаты кому-то нужны. В нашей стране это, к сожалению, не так. И ребята в некотором нервном напряжении готовились к чемпионату мира.
– Сейчас что ни программа, то слышим от комментаторов и специалистов о шедевре. Неужели их и вправду так много?
– Нет. Возможно, много программ получили такой комментарий потому, что нет настоящих шедевров. Поэтому ряд хороших классных постановок смотрятся таковыми. Если бы был шедевр – он был бы, скорее всего, один.
– Для себя можете что-то выделить?
– В спортивных программах хореограф всегда в очень сложном положении, потому что грамотный тренер не даст ему поставить так, как он видит. Это спорт, и программа должна решать задачи исполнения элементов. Поэтому в художественном плане всегда очень тяжело это решить. Когда я вижу, что кому-то более или менее удается прийти к компромиссу художественного и технического содержания, это уже очень здорово.

Ольга НИКОЛАЕНКО

Мужчины
Произвольная программа
1. Эван Лайсачек (США) 159,53 (80,53 + 79,00)
2. Патрик Чан (Канада) 155,03 (78,93 + 76,10)
3. Брайан Жубер (Франция) 151,57 (75,77 + 76,80)
…23. Антон Ковалевский (Украина) 101,45 (49,55 + 52,90)
Итоговые результаты
1. Эван Лайсачек (США) 242,23
2. Патрик Чан (Канада) 237,58
3. Брайан Жубер (Франция) 235,97
…22. Антон Ковалевский (Украина) 165,73
Танцевальные дуэты
Оригинальный танец
1. Танит Белбин/Бенджамин Агосто (США) 65,16 (33,90 + 31,26)
2. Оксана Домнина/Максим Шабалин (Россия) 64,68 (33,40 + 31,28)
3. Мэрил Дэвис/Чарли Вайт (США) 62,60 (33,30 + 29,30)
…19. Анна Задорожнюк/Сергей Вербилло (Украина) 46,94 (25,10 + 21,84)
Произвольный танец
1. Оксана Домнина/Максим Шабалин (Россия) 100,85 (50,70 + 50,15)
2. Танит Белбин/Бенджамин Агосто (США) 100,27 (50,50 + 49,77)
3. Мэрил Дэвис /Чарли Вайт (США) 100,03 (51,20 + 48,83)
…15. Анна Задорожнюк/Сергей Вербилло (Украина) 77,21 (41,40 + 35,81)
Итоговые результаты
1. Оксана Домнина/Максим Шабалин (Россия) 206,30
2. Танит Белбин/Бенджамин Агосто (США) 205,08
3. Тесса Виртью/Скот Мойр (Канада) 200,40
…15. Анна Задорожнюк/Сергей Вербилло (Украина) 154,49
Женщины
Короткая программа
1. Ю-На Ким (Южная Корея) 76,12 (43,40 + 32,72)
2. Жоанни Рошетт (Канада) 67,90 (37,50 + 30,40)
3. Мао Асада (Япония) 66,06 (35,90 + 30,16)
…34. Ирина Мовчан (Украина) 35,06 (17,90 + 18,16)
Произвольная программа
1. Ю-На Ким (Южная Корея) 131,59 (63,19 + 68,40)
2. Мики Андо (Япония) 126,26 (62,34 + 63,92)
3. Жоанни Рошетт (Канада) 123,39 (60,59 + 62,80)
Итоговые результаты
1. Ю-На Ким (Южная Корея) 207,71
2. Жоанни Рошетт (Канада) 191,29
3. Мики Андо (Япония) 190,38
…34. Ирина Мовчан (Украина) FNR (не прошла в произвольную программу)