Спортивна газета "Вболівальник"

Без рекорда, но с перспективой

Чемпионат мира-2020

Самые быстрые машины планеты должны были ринуться в бой на экваторе марта, однако проклятущий коронавирус повлиял и на «формульный» чемпионат мира, старт которого откладывается минимум до середины июня.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ СТАРТ
Поразительно, но еще за пару дней до начала мирового первенства Международная автомобильная федерация (FIA) гордо говорила о том, что Формула-1 выделится на фоне мирового спорта, впавшего в коматозное состояние. Отменить изначально пришлось только Гран-при Китая (17–19 апреля), а разборки в Бахрейне должны были пройти без зрителей (20–22 марта). Вьетнам оставался в силе (3–5 апреля), но самое главное, что гонка в Мельбурне традиционно должна была открыть сезон (13–15 марта). Местные власти приложили титанические усилия, чтобы принять многочисленную армию туристов, не поленившись проверить десятки тысяч приезжих болельщиков на предмет повышенной температуры.
Однако проблема пришла с совсем другого фланга… За два дня до старта гоночной сессии подозрительные симптомы появились у четырех сотрудников команды Haas, а также вызывал вопросы один механик McLaren. Эти ребята оперативно сдали анализы, попутно изолировавшись в отеле. Все представители Haas оказались чистыми, а вот единственный пострадавший в штабе McLaren на самом деле подцепил коронавирус. Понятно, что моментально пришлось проверить других сотрудников команды, а в спортивном плане ключевым оказался тот факт, что команда снялась с Гран-при Австралии. Казалось, что уже в тот момент, 12 марта, появится информация об отмене гонки, но организаторы продолжали держать болельщиков в подвешенном состоянии.
И только в ночь с 12 на 13 марта по киевскому времени, когда до начала первой свободной практики оставалось всего два часа, поступило заявление, что гоночный уик-энд не состоится. Понятно, что поклонники Формулы-1 были возмущены не самим фактом отмены Гран-при, а столь поздним вердиктом, из-за которого зрители серьезно пострадали в финансовом плане. Понятно, что деньги за билеты им вернут, но расходы на перелет и проживание никто не компенсирует.

РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ
Причина возникновения неприятной ситуации крылась в нерешительности организаторов гонки и FIA, которые не хотели брать на себя ответственность за отмену этапа и сорванный старт первенства. Еще 12 марта вынесение решения было переложено на команды, которые не смогли быстро прийти к общему знаменателю. Williams и Haas в сложившейся ситуации воздержались, против высказались Ferrari, Renault, Alfa Romeo и McLaren, а Red Bull, AlphaTauri, Racing Point и Mercedes склонялись к тому, что надо проводить Гран-при. Вот и получилась ситуация с равным количеством голосов, и только в последний момент Mercedes перешел на другую сторону баррикад, когда и удалось вынести вердикт на базе мнения большинства.
Исполнительный директор Формулы-1 Чейз Кэри решил принять на себя гнев болельщиков, выступив с официальным заявлением: «К сожалению, процесс борьбы с пандемией коронавируса затронул и Формулу-1, когда пришлось следовать приоритету, а это здоровье и безопасность болельщиков, команд и компаний в Формуле-1, а также общества в целом. Мы приносим извинения зрителям, пострадавшим от отмены Гран-при Австралии и переноса на более поздний срок других гонок. Эти решения принимаются руководством Формулы-1, FIA и промоутерами в быстро меняющихся условиях, но мы считаем их правильными и нужными. Мы понимаем – все хотят знать, что будет дальше… Учитывая постоянное развитие ситуации, сейчас никто не может дать точный ответ. Но мы планируем начать сезон 2020 года как только это будет безопасно».
Упоминание о переносе других гонок касаются Бахрейна и Вьетнама, а о сдвиге Китая было известно заранее. Позже пришлось отменить еще четыре гонки (суммарно уже восемь – 36% всего сезона!): Нидерланды (1–3 мая), Испания (8–10 мая), Монако (21–24 мая), Азербайджан (5–7 июня). Нет сомнений, что рекордного сезона, включающего в себя 22 гонки, не будет. Предполагается, что удастся провести минимум 15 Гран-при, но есть и более дерзкие планы – 18 уик-эндов. Полноценно забыть можно об Австралии и Монако, куда Формула-1 в 2020 году не вернется. Бахрейн, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Испания и Азербайджан сдвинуты на более поздний срок, но удовлетворить всех точно не удастся, если учитывать, что три месяца сезона канули в Лету.
Отметим, что в календаре представлены только даты гонок, поскольку отдельные этапы будут растянуты не на три дня, а лишь на два. То есть две свободные практики исчезнут, команды потренируются в субботу, в тот же день пройдет квалификация, а на воскресенье запланирована основная гонка. Обновленный календарь придется верстать на базе вопросов логистики, поэтому пока есть только предварительный план.

СОСТОЯВШИЙСЯ ИТОГ
Главным же результатом сложившейся ситуации являются большие финансовые потери, которые понесут боссы Формулы-1, а вместе с ними пострадают команды, которые по итогам такого вот сокращенного чемпионата мира не смогут рассчитывать на очень уж солидные призовые выплаты. Отсюда еще один вердикт: анонсированные глобальные изменения в техническом регламенте вступят в силу в 2022 году, а не в следующем сезоне, о чем шла речь изначально. Командам по итогам сезона-2020, если он вообще состоится, попросту не хватит денег на существенное обновление болидов. Не забываем, что технические изменения будут касаться перехода на 18-дюймовые колесные диски (вместо нынешних
13-дюймовых) и низкопрофильные шины. Также обновится аэродинамика болидов путем преобразования антикрыльев, но детальнее углубляться в нюансы реформы пока не стоит, поскольку касаться они будут, как уточнялось, лишь 2022 года.
Обратим внимание и на то, что в сложившейся ситуации пришлось пересмотреть регламент, который касается именно форс-мажорных обстоятельств. Изначально в регламенте чемпионата мира четко было прописано, что менять календарь можно лишь на базе позиции трех сторон – с Международной автомобильной федерацией (FIA) и Формулой-1 (Formula One Management – FOM) должны были согласиться команды. Однако все команды успели заявить, что готовы отойти в сторону в вопросе формирования нового графика, чтобы упростить процедуру.
Об этом отдельно сказал Кэри: «В это сложное время, когда несколько гонок были отложены, мы вместе с FIA и командами обсудили вопрос формирования календаря. Мы должны были получить возможность более гибкого планирования, чтобы провести полноценный сезон, когда ситуация с COVID-19 улучшится. Команды единодушно поддержали наш план провести как можно больше отложенных гонок, когда это станет безопасно. Сейчас FIA и Формула-1 работают над составлением нового календаря на сезон-2020, консультируясь с командами, но было согласовано, что пересмотренный график не потребует их одобрения. Это даст нам необходимое пространство для согласования сроков с промоутерами этапов».
Спорт во всем мире пока тотально проигрывает коронавирусу. Исключением из этого неприятного правила хотела стать Формула-1, но и ее усилий не хватило, чтобы побороть COVID-19. Увы, в который раз приходится видеть беспомощность человечества перед серьезной проблемой, хотя многочисленные кинофильмы постоянно говорят о другом варианте развития событий в сложных условиях. Да, жизнь более суровая штука, чем может показаться на первый взгляд…

Савелий СТУС

Exit mobile version